2 Февраля 2026
Представьте: вы легко вспоминаете, что Париж — столица Франции, и так же ярко помните, как вчера пили кофе в уютном кафе. Первое — общее знание (семантическая память), второе — личное воспоминание (эпизодическая память). Долгое время учёные считали, что в мозге для них работают разные отделы. Но современные исследования ставят эту идею под сомнение.
Классические случаи пациентов с травмами мозга показывали: можно потерять память на события, сохранив знание фактов, и наоборот. Это наводило на мысль о двух независимых системах. Однако когда учёные начали изучать работу здорового мозга с помощью функциональной МРТ, их ждал сюрприз: при вспоминании и фактов, и личных опытов активировались одни и те же зоны. Почему? Неужели механизм поиска информации общий, или просто методы были недостаточно точны?
Группа исследователей во главе с Рони Тибона поставила изящный эксперимент. Участникам показывали пары «логотип — название бренда», но в двух контекстах:
1. Знание мира: нужно было узнать реальную, известную пару (например, логотип Nike и слово «Nike»).
2. Личный опыт: в начале опыта люди заучивали новые, выдуманные пары (скажем, необычный логотип и название «Зорикс»), а потом вспоминали, что с чем сочеталось.
Визуальные стимулы и задача были одинаковыми, менялся только источник информации — общая база знаний или недавнее личное воспоминание.
Учёные анализировали мозг в момент успешного вспоминания. И оказалось, что не было значимой разницы в активности мозга между тем, когда человек вспоминал факт, и тем, когда он извлекал эпизод. Ни основные сети памяти, ни отдельные кластеры активности не показали чёткого разделения. Статистика убедительно подтвердила: в рамках этого эксперимента мозг работал одинаково. Это не отменяет саму идею о разных типах памяти. Скорее всего, процессы запоминания и хранения личного опыта и общих фактов действительно различаются. Но в момент доступа к информации, когда вы уже держите в уме нужный ответ, мозг, возможно, использует единый поисковый механизм — универсальный движок для извлечения данных.
Это открытие помогает понять, как личные воспоминания со временем превращаются в общие знания, теряя эмоциональную окраску, но оставаясь в памяти. Возможно, разница между помнить и знать кроется не в глобальных зонах активности, а в тонких временных ритмах или сетевых взаимодействиях нейронов, которые ещё предстоит расшифровать.
Так что в следующий раз, когда вы легко назовёте столицу Италии или вспомните вкус мороженого из детства, знайте: ваш мозг, возможно, использует один и тот же совершенный поисковый алгоритм, чтобы найти эти жемчужины в бездонном архиве вашей памяти.
Ссылка на источник: Tibon, R., Greve, A., Humphreys, G. et al. Neural activations and representations during episodic versus semantic memory retrieval. Nat Hum Behav (2026). https://doi.org/10.1038/s41562-025-02390-4