Изменения личности, поведения и языка являются отличительными признаками лобно-височной деменции (FTD), наиболее распространенной формы у пациентов в возрасте до 65 лет, которая связана с дегенерацией лобных и височных долей головного мозга. Ученым известно, что менее распространенный защитный вариант гена под названием TMEM106B может замедлить прогрессирование заболевания, и теперь у них есть новое представление о том, как части белка, продуцируемого геном TMEM106B, могут повышать риск и вызывать ускорение течения заболевания.
Они думают, что ключ может лежать в образовании фибрилл, или крошечных волокноподобных структур, продуцируемых частью этого белка, которые иногда запутываются в мозге в результате неизвестного процесса. Исследователи заметили, что у большинства людей с FTD, которых они изучали, эти структуры накапливаются, но у людей с защитной формой они практически отсутствуют. Исследование может проложить путь к улучшению методов лечения в будущем.
Только недавно исследовательское сообщество обнаружило, что белок TMEM106B формирует эти нитевидные структуры в головном мозге. Ученые клиники Майо во Флориде и их коллеги намеревались определить связь между этими структурами TMEM106B, защитным генетическим вариантом TMEM106B и FTD. Во-первых, они сравнили продолжительность заболевания у умерших пациентов с FTD, которые пожертвовали свою мозговую ткань банку мозга клиники Майо. Было обнаружено, что пациенты с защитным вариантом жили в среднем на 3 года дольше. Это говорит о том, что у этих пациентов заболевание прогрессировало медленнее.
Затем они создали антитело, которое позволило бы им определять количество волокно-подобных структур в ткани мозга человека. Во всех случаях FTD, которые исследователи проанализировали из банка данных brain bank – более 250 образцов – они обнаружили, что у большинства пациентов был относительно высокий уровень этих нитевидных структур в мозге. Однако у тех, у кого был только защитный вариант TMEM106B, его практически не было. Была выявлена положительная корреляция между количеством структур TMEM106B и уровнем другого патологического белка, называемого TDP-43, который тесно связан с FTD.
Джордан Маркс, доктор медицинских наук, аспирант Высшей школы биомедицинских наук клиники Майо и первый автор статьи говорит: «Было поразительно видеть, что у пациентов с защитным вариантом не наблюдалось накопления фибрилл. Мы думаем, что это, вероятно, как-то связано с тем, как TMEM106B защищает от FTD или изменяет течение заболевания, но для исследования этого необходимо проделать дополнительную работу… Мы также думаем, что однажды эти фибриллы могут послужить биомаркерами, которые помогут клиницистам определить прогноз или тяжесть FTD».
«Наше исследование предоставляет доказательства того, что генетические варианты TMEM106B являются важным фактором, который следует учитывать в исследуемых группах пациентов с FTD», – добавил Кейси Кук, доктор философии, нейробиолог из клиники Майо и соавтор статьи. «Работа также предполагает, что новые терапевтические вмешательства, направленные на предотвращение образования запутанных волокноподобных структур, могут однажды снизить риск заболевания или замедлить прогрессирование заболевания».
Следующие шаги в исследовании команды включают проверку этих результатов в дополнительных группах пациентов и изучение сети взаимодействующих белков, связанных с FTD, чтобы получить дальнейшее представление о том, как накопление белка TMEM106B способствует развитию заболевания.
Источник: Jordan D. Marks et al, TMEM106B core deposition associates with TDP-43 pathology and is increased in risk SNP carriers for frontotemporal dementia, Science Translational Medicine (2024) | DOI: 10.1126/scitranslmed.adf9735.